Профилактика травли (буллинга)

Профилактика травли (буллинга)
Полезные ресурсы
Буллинг (от   английского   bullying   —   «запугивание»,   «издевательство»,
«травля»)  — это агрессия одних детей против других,  когда имеют место
неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается  в физическом нападении.  Чаще происходит
психологическое насилие в форме:
— словесной   травли   (оскорбления,   злые   и   непристойные   шутки,
насмешки и прочее);
— распространения слухов и сплетен;
— бойкота   (одна   из   самых   опасных   форм   буллинга,   так   как   чаще
остальных приводит к суициду).
Каковы причины буллинга?
  Часто   ситуации   буллинга   возникают   вследствие   целой   совокупности
факторов.  И все же,   даже  при  наличии  многих  факторов  непосредственно
буллинга   может   не быть.   Тем   не менее,   давайте   рассмотрим   факторы,
которые увеличивают вероятность травли:
Искусственно собранная группа.  Сами   дети   не выбирали   оказаться
в данной   группе,   а также   не могут   добровольно   из нее   выйти.   Группа
не отвечает   интересам   ребенка,   ребенок   сам   не выбирает   деятельность.
Буллинг мало вероятен в ситуации, например, кружка по интересам или даже
дворовой  компании,   ведь   ребенок   занят   тем,  что  интересно  ему,  и может
в любой   момент   покинуть   группу.   То есть   практически   все коллективы оказываются так или иначе в зоне риска.
Позиция педагога.  Чаще   всего   травля   зарождается   на глазах   педагогов.
По какой-то   причине   педагоги   не пресекают   детскую   жестокость,   а,
возможно,   и неосознанно   в чем-то   поддерживают   издевательства   над,
например, неудобным ребенком, ситуация продолжает набирать обороты.
«Некомфортно в группе».  Часто буллинг начинается в группах, в которых
недостаточно   механизмов   для   регулирования   правил.   Кому-то   из детей
необходимо чувствовать  свое  влияние  на группу,  отслеживать  свой статус
в группе,  кому-то  важно,  чтобы были понятно,  что  происходит  и какая-то
предсказуемость.
 Насилие в семье агрессора.  Ребенок,  который в своей семье оказывается
«под   ударом»,   находится   в стрессовой   ситуации.   Часто   дети,   которые
оказываются агрессорами и причиняют боль другим — в своей семье терпят
насилие  и унижение.  И в группе  проявляют  свою силу  и возможности  так,
как   умеют —   проявляют   насилие   к другим   и становятся,   пусть   на время,
на более   сильную   позицию,   в которой   они   могут   что-то   решать.
«Проявляющие свою индивидуальность» нужно отметить,  что  жертвами
травли   становятся   ученики,   проявляющие   свою   индивидуальность,
обладающие явными особенностями. К ним относятся не только недостатки

— задержки физического  и  психического  здоровья,  низкие  академические
результаты,  — но   и,   напротив,   опережающее  интеллектуальное   развитие,
выдающиеся способности и дарования, учебные успехи.
Как распознать, что ребенок стал жертвой буллинга?
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле
можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
— беспричинные боли в животе и груди;
— нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
— нервный тик, энурез;
— печальный вид, беспокойство, тревожность;
— нарушенный сон, кошмары;
— длительное подавленное состояние;
— участившиеся простуды и другие заболевания;
— склонность к уединению, нежелание общаться;
— проблемы с аппетитом;
— излишняя уступчивость и осторожность.
Как вести себя родителям ?
Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!
Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем
случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из
которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
1 Дайте   ребёнку   понять,   что   Вы   на   его   стороне.   Поддержите   и
успокойте:  «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не
виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
2 Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните
ему дальнейшие действия и линию поведения.
3 Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять
нападкам сверстников.
4 Поговорите   с   классным   руководителем,   педагогами,   родителями
обидчика Вашего ребёнка.
5 Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается,
рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же
это крайний случай,  поскольку то же самое может повториться и на
новом месте.
6 В   ситуации   кибербулинга:   если   буллер   известен   –   заблокируйте
сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если
агрессор  сохраняет  анонимность  –  распечатайте  переписку,  сделайте
скриншоты   страниц   с   видео   и   фотографиями   и   прямиком   в
правоохранительные органы.
Как вести себя педагогу?
Реакция на травлю.  Травля   часто   происходит   с ведома   педагога.   Для
«жертв»   травли   страшно   и непонятно,   когда   есть   взрослый,   который
не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка.
 Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия,
террора, в том числе словесного, и останавливают это.
Не стоит жалеть и заступаться за «жертву»,  призывать   остальных
к жалости — часто это усиливает ситуацию травли.
Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже
если  у ребенка   есть  какое-то  особое  поведение/привычки  и проч.  — когда
дело   доходит   до ситуации   травли   дело   не в этом,   а в насилии,   которое
совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту
ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить,
но не должны травить друг друга.
Педагог должен выступить — это можно сделать по-разному — с идеей, что
травля недопустима.  Отказаться   от того,   чтобы   считать   травлю
«нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция
педагога по этому вопросу значит для учеников оень много. Ценность этой
позиции многократно возрастает в начальной школе.
  Очень   важно  не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю.
К сожалению,   многие   дети   и сами   не всегда   понимают,   что   с ними
происходит,   когда   они   травят   кого-то —   это   бывает   малоосознаное
поведение.  Вместо   этого   стоит  вместе   с классом  придумать,   как  бороться
с травлей,   как   сделать   так,   чтобы   ее не было,   потому   что   травля   это
неправильно   и недопустимо.   В видеолекции   Людмила   Петрановская
предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда
травля уже есть.
Поддержка позитивных изменений. Детям важно, когда взрослые реагируют.
Позитивная обратная связь — это то,  что может поддержать ребят на пути
к желаемому   результату.   Иногда   педагоги   предпочитают   «не обращать
внимание» на небольшие достижения,  потому что это еще далеко от цели.
Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи.