Профилактика суицидального поведения подростков

«Как не допустить суицид у подростка»

Предлагаем Вам ознакомиться с перечнем телефонов доверия, куда вы можете обратиться в сложной жизненной ситуации и получить профессиональную, бесплатную помощь психолога.

708-40-41 телефон доверия для детей и взрослых (круглосуточно)
323-43-43 телефон доверия для взрослых (Круглосуточно)

640-05-51+7(951)651-94-24 Центр психолого-психологической, медицинской и социальной помощи Красносельского района Санкт-Петербурга

📌Другие телефоны:

Детские телефоны доверия
8-800-2000-122 (круглосуточно, анонимно) — Всероссийская служба детского телефона доверия.
576-10-10 (круглосуточно, анонимно) — Кризисная психологическая помощь для детей и подростков.
251-00-33 (круглосуточно, анонимно) — Телефон доверия Консультативно-диагностического центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента».
8-800-25-000-15 (по будням, с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00) — Линия помощи «Дети онлайн» (любые виды помощи и консультаций для детей, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью: виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т.д.).
576-34-38, 576-34-40 (по будням с 10:00 до 17:00) — Горячая линия по ЕГЭ в Санкт-Петербурге.

👪Семейные телефоны доверия в Санкт-Петербурге

63-555-77 — Горячая линия Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.
322-94-07 (ежедневно, без выходных, с 10-00 до 20-00) — Кризисная служба, телефон доверия «Душевный разговор», оказание бесплатной и анонимной психологической помощи, e-mail: krizisnaya.sluzhba@mail.ru
004 (круглосуточно, анонимно) — Городской мониторинговый центр (помощь для взрослых и детей в самых различных жизненных ситуациях).
576-20-19 — Горячая линия комитета по образованию Санкт-Петербурга.
344-08-06 — Телефон доверия экстренной психологической помощи семьям в трудных жизненных ситуациях.
327-60-30 (по будням с 10:00 до 20:00) — Телефон доверия центра гармоничного развития семьи и личности «Радомир».

Информация для родителей

Ситуации риска, когда родителям и близким ребенка нужно быть внимательным и обратиться за помощью к специалистам:

  • непонимание своего ребенка, напряженная атмосфера в семье;
  • конфликтность ребенка по отношению к другим (семейные конфликты, конфликты со сверстниками, унижения, травля со стороны сверстников);
  • агрессивность ребенка по отношению к окружающим;
  • зависимости ребенка (компьютерная, пищевая, алкогольная, наркотическая);
  • резкая негативная смена увлечений, окружения, друзей;
  • смена настроения ребенка, переживания, печаль, обиды, подавленность и т.д.;
  • негативные изменения в поведении ребенка (склонность к уходу из дома, хулиганство, воровство и т.д.);
  • резкое снижение успеваемости;
  • изменения в самооценке;
  • нарушения сна, повышенная утомляемость, длительная бессонница;
  • длительное (более одного месяца) повышение или понижение настроения, сильная тревога;
  • длительные острые переживания ребенком утраты (смерти значимого близкого), несчастной любви и т.д.;
  • рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью;
  • неверие ребенка в свое будущее, негативная оценка настоящего и будущего, угрозы покончить жизнь самоубийством;
  • наличие примера суицида в ближайшем окружении или среди значимых взрослых либо сверстников и т.п.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков (ситуаций), это уже достаточный повод для того, чтобы, прежде всего, уделить повышенное внимание своему ребенку, спокойно обсудив ситуацию, причины, уточнив, чем вы можете помочь, совместно обдумать пути исправления, сглаживания ситуации.

Рассмотрите возможности обращения к специалистам вместе с ребенком или самостоятельно, очно или заочно (посредством интернет-консультирования, телефона доверия).

Кроме того, всегда старайтесь:

  • сохранять контакт со своим ребенком;
  • поощрять ребенка к самостоятельному выстраиванию жизненных перспектив;
  • совместно обсуждать такие понятия, как смысл жизни, любовь, дружба, предательство и т.д.;
  • научить ребенка радоваться не только успехам, достижениям, наградам, но и получать удовольствие от жизни (от общения с природой, друзьями, от интересных книг, спорта, хобби и т.д.).

Памятка для классных руководителей и мастеров п/о

«Как уберечь подростка от суицида».

Говоря о профилактике суицида, нужно в первую очередь отметить, что в подавляющем большинстве случаев самоубийства среди несовершеннолетних не являются внезапными и непредсказуемыми. Уход из жизни – это последняя капля, и те, кто думают о нем, дают окружающим понять свои намерения, хоть как-то. В ряде случаев на возможное самоубийство указывают лишь неуловимые намеки, но чаще всего угрозы вполне легко узнать.

  Что в поведении подростка должно насторожить педагога

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать педагогу, если он обнаружил опасность

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание обучающемуся и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Свяжитесь с родителями обучающегося и поделитесь своими наблюдениями.