Профессиональный стандарт педагога
В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты».
Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.
В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:
- Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
- Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
- Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
- Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):
Каждый преподаватель должен:
- Иметь высшее образование.
- Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения.
- Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, — лабораторными и иными работами.
- Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей.
- Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.
В рамках выполнения воспитательной работы преподаватель обязан:
- Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
- Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения.
- Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся.
- Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников — культурных, возрастных, психологических и т.п.
- Создавать в коллективе обучающихся дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.
Педагог должен:
- Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения.
- Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.
- Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов и так далее.
- Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка.
- Владеть методиками коррекционно-развивающей работы.
- Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.
Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147.
В соответствии с этим приказом все профстандарты преподавателя включают с себя следующие положения:
— Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация.
— Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога.
— Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника.
Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года.
На сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов — будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения, школы или профстандарт педагога среднего профессионального образования.